04.10.2019
Франшизу не зря называют бизнесом “под ключ”. Чтобы открыть магазин разливного пива по франшизе, нужно меньше вложений и знаний, чем для самостоятельного начала дела, меньше усилий. А главное – ниже риски (так, во всяком случае, утверждают франчайзеры – компании, продающие франшизу). Но у всякой медали есть обратная сторона. А у всякой модели ведения бизнеса – недостатки, о которых нужно знать.
Франчайзинг – это удобный способ расширения для известной компании и простой старт для начинающего предпринимателя. Франчайзер – владелец популярного бренда – передаёт франчайзи (естественно, не бесплатно) право использовать свой товарный знак, свою отработанную бизнес-модель, а иногда технологию и сырьё.
Условия договора франчайзинга бывают разными. Но во многих случаях франчайзи покупает практически готовый бизнес. У такого способа начинать своё дело есть как плюсы, так и минусы.
Из плюсов можно составить длинный список. Но, по сути, они сводятся к трём основным пунктам:
Простое начало. Чтобы открыть, например, пивной магазин по франшизе, не нужно разрабатывать бизнес-план, придумывать название, регистрировать товарный знак, искать поставщиков. Не нужно даже проводить маркетинговое исследование. Серьёзные франчайзеры занимаются этим сами. И уж если они согласились продать вам франшизу с учётом региона, расположения вашей точки продаж и т.д., значит вы можете рассчитывать на прибыльность бизнеса.
Экономия на старте. Обычно всё бывает наоборот: если вы хотите получить что-то “под ключ”, а не собирать кропотливо по частям, за такой комфорт приходится переплачивать. Но не в случае с франшизой. Её покупка позволяет сэкономить, в первую очередь, на рекламе (а это немалые расходы). Известная сеть, раскрученный бренд в рекламе не нуждаются. Остаётся лишь оповестить мир об открытии новой точки. К тому же, вместе с поставщиками франчайзера, франчайзи часто получает возможность недорого взять в аренду пивное оборудование.
Постоянная поддержка. В ходе работы многие “старшие партнёры” помогают “младшим” – обучают персонал, обеспечивают консалтинговое и юридическое сопровождение. Есть возможность использовать опыт франчайзера, чтобы не совершать собственных ошибок.
У минусов “ноги растут”, как всегда, из плюсов. Поэтому их выделим тоже три:
Начинать работу по франшизе просто, но… когда договор уже заключён. А чтобы его заключить, нужно соответствовать ряду требований франчайзера. Требования он, конечно, берёт не “с потолка”. Если владелец бренда хочет, чтобы в вашем населённом пункте проживало не менее Х человек, и было не более У пивных магазинов, обязывает арендовать помещение на определённой улице, значит это условия, необходимые для успешности вашего же бизнеса. Но, если население меньше, или конкурентов больше, чем нужно, шансы договориться о партнёрстве резко снижаются.
Франчайзи зарабатывает деньги не только для себя, но и для старшего партнёра. Приобретая франшизу магазина разливного пива, вы платите или вступительный (паушальный) взнос, или ежемесячные платежи (роялти). А иногда и то, и другое. Дешёвый старт оборачивается тем, что прибылью придётся делиться постоянно.
Франчайзи ограничен в своей инициативе. Все решения придётся согласовывать “наверху”. Если вы захотите, например, расширить ассортимент в соответствии со вкусами своих покупателей, придётся получить согласие франчайзера. И не факт, что получите, ведь это может не понравиться его постоянным поставщикам.
Конечно, выбирая бренд, под которым вы хотите продавать разливное пиво, нужно ориентироваться не только на его популярность, но и на условия франшизы.
Многим начинающим предпринимателям придётся отталкиваться от своих возможностей: где-то паушальный взнос покажется неподъёмным, у какой-то сети завышенные требования к расположению точки.
Если вы всем требованиям соответствуете и деньги на первый взнос есть, смотрите на то, что предлагает франчайзер взамен. Главные критерии – предполагаемая прибыль и срок окупаемости. Помните, что они предполагаемые. Почитайте отзывы о франшизе, которой интересуетесь.
Ну и ваши личные предпочтения. Хотите прилагать поменьше усилий или успевать уделять время ещё какому-то делу? Выбирайте франшизу с обучением персонала и максимальным сопровождением бизнеса. Любите самостоятельность? Ищите франчайзера, который вам её предоставит.